Диран
Я готов предугадывать мысли людей и собак. Но мышление устриц - это какой-то мрак.
23.11.2015 в 11:09
Пишет kurofordo:

недавно мелькало в ленте мета-исследование о том, что-таки нет ни хрена разницы между мужским и женским мозгом, а те исследования, которые эту разницу показывают, основаны на недостаточной выборке и других помехах. в частности, одна из таких помех - в исследованиях, как правило, принимают участие взрослые люди, а мозг, как известно, развивает разные свои части по-разному в зависимости от переживаемого нами опыта и уровня стресса; т.е. женская/мужская социализация запросто может сама по себе в течение взросления сформировать физический облик мозга - и дальше мы видим на томографе результат именно социализации, а не биологических различий.

социализация ведь начинается сразу же после рождения. многие родители, зная пол заранее, по-разному готовят детскую. с младенцами-мальчиками и младенцами девочками общаются по-разному. тоддлеров-мальчиков и тоддлеров-девочек хвалят за разное, от их поведения разные ожидания. а дальше - обычные законы дрессировки: развивается, упрочивается и начинает радовать то поведение, которое подкрепляется; затухает и прекращается поведение, которое не подкрепляется; поведение, которое наказывается, воспринимается как запретное. любовь тоддлеров-девочек к розовому цвету - отличный пример того, как социализация влияет на искренние вроде бы предпочтения.

и вот тут появляется вопрос: как воспринимать трансгендерных людей? что в таком случае значат утверждения "я всегда ощущала себя девочкой / ощущал себя мальчиком"?
на фоне признания Кейтлин Дженнер женщиной года снова и снова звучит мнение, что никаких трансгендеров не существует; это всё просто стремление вырваться из рамок навязываемых гендерных ролей. подкрепляются эти утверждения статистикой мизогинии в среде фтм (она очень распространена) - и рассуждениями о поведении мтф как типично мужском (говорят за всех женщин; объясняют женский опыт социализации, не имея его; претендуют на женские пространства; произносят слово "трансфобия", когда лесбиянки отказываются с ними спать - т.е. требуют от женщин сексуального обслуживания и т.д.) - а также наличием бигендеров и агендеров, которые вообще в эти бинарно-патриархальные игры играть отказываются. и еще есть такой безусловный момент: если человека, который возмущается: "это мальчик или девочка?!" спросить, какая ему, собственно, разница, разговор почти всегда сведется к тому, что если непонятна половая принадлежность, то непонятно, как себя с человеком вести, как с ним говорить, где границы дозволенного, принимать ли его слова всерьез и прочее прочее. что льет воду на ту же мельницу первичности навязанных с раннего детства гендерных ролей, которые пронизывают всё и для многих серьезно затрудняют коммуникацию, если пол собеседника невозможно прочитать.

я запросто верю, что если всю эту мерзость: "тыжедевочку", "неплачущих" парней, весьма односторонне направленное насилие, гендерный таргетинг в магазинах, похвалы девочкам за тишину и аккуратность, а мальчикам - за инициативность и активность и т.д. искоренить - то количество трансгендерных людей резко уменьшится. возможно, даже уменьшится до ноля.

но есть одно "но".

вся эта мерзость с нами. причем очень мощно с нами. с рождения до смерти, на каждом уровне бытия. да, есть люди, которым больше везет. есть люди, которые этого не замечают. но для подавляющего большинства эта мерзость является реальностью, в которой человек вынужден существовать постоянно. человек в ней рождается, он в ней растет, он в ней социализуется. а социализация, как мы помним, меняет мозг. и именно социализация конструирует идентичность. реальную идентичность, с которой человек проживает реальную жизнь.

фактически, terf и прочие граждане, отрицающие существование трансгендерных людей, отрицают их право на идентичность - и требуют от них выбросить собственную идентичность на помойку и притвориться, что никаких факторов, которые эту идентичность сконструировали, не существует. в ответ можно было бы предложить выбросить на помойку свою феминистскую идентичность и притвориться, что факторов, которые ее сконструировали, не существует. в принципе, с любой идентичностью можно так поступить. ощущаешь себя американцем японского происхождения? а вот если бы на Земле не было стран и границ, ты бы ощущал себя гражданином Объединенной Федерации Планет, а не американцем. выброси эту свою тупую идентичность, откажись от нее и признай, что всё твоё миро- и самоощущение - фейковый конструкт, не имеющий права на существование. или: ощути уже наконец себя японцем и не рыпайся, потому что в Федерации Планет неважно, японец ты или американец. это если оставить сейчас за скобками чисто -фобные мотивации, согласно которым ты просто чужой и уже поэтому не имеешь голоса.

нынешние законодательные подвижки - единичные пока, но всё-таки - к тому, чтобы позволять людям самостоятельно определять эту свою идентичность и заявлять ее в документах, т.е. в масштабе всего общества, не на основании заключения психиатров и проведенной операции, а просто так, работают на эрозию гендера и связанных со считываемым гендером ожиданий. перед тобой стоит человек с грудью пятого размера, а обращаться к нему надо "мистер". перед тобой стоит человек с трехдневной щетиной, и это - "мисс". и ты в принципе не можешь заранее делать никаких предположений; приходится общаться с каждым человеком без всей той чуши, которая якобы следует из его половой принадлежности - так, на всякий случай.

и по-хорошему, все, кто стоит под знаменем down with the patriarchy, должны бы приветствовать группу людей, которая прямо сейчас очень много делает для стирания гендерных границ и рамок восприятия. но вместо этого с феминистской стороны постоянно слышны жалобы на то, что трансгендеры - это мужчины (мтф - потому что once a man always a man, а фтм - потому что они же не считают себя женщинами), которые захватывают женские пространства и обесценивают женскую борьбу за права и женский опыт.

почему так?

исторически группа, которая жалуется на то, что другая группа претендует на какие-то права за ее счет, является привилегированной (белые vs черные, мужчины vs женщины, straights vs lgbt). наличие такой риторики со стороны цис-женщин говорит о том, что цис-женщины по сравнению с транс-людьми (и особенно по сравнению с транс-женщинами) являются привилегированной группой и ведут себя соответственно. и это любопытное слепое пятно, примерно такое же, как у евреев, которые призывают к сегрегации арабов, не замечая, что ведут себя ровно так же, как те, кто призывал/призывает к сегрегации их самих. потому что наличие опыта дискриминации вовсе не гарантирует, что ты сам не станешь дискриминировать других, оказавшись в привилегированной позиции.

а выводов никаких не будет, потому что они самоочевидны.

URL записи

@темы: Рассуждаловка